21 сентября 2013

ИНТЕРВЬЮ НЕДЕЛИ. Мариам Мерабова

sample
Пятый месяц идет Jazz Parking Festival в Gipsy,  завершить его без Вашего участия было просто невозможно - и публика, и Ваши коллеги соскучились по Мирайфу. 

Мы тоже очень соскучились по Jazz Parking, здесь публика любимая. Потому что и на сцене, и в зале - великолепные люди!Сегодня было много новых произведений, все оркестровки на духовую секцию, делал Армен Мерабов наш композитор и пианист. Причем были  всего две репетиции, а объём просто огромный - на четыре дудки была расписана очень серьезная партитура. Армена отличает концептуальный бэндовый взгляд, в прошлом он - тромбонист, и это накладывает свой отпечаток. Он сделал адаптацию на тромбон, трубу и два саксофона, и не просто «тык- пык», как в фанке это было принято. Это была серьезная работа.  

Не могу не сказать о ребятах из Мирайф - это Александр Бакунин восхитительный, на мой взгляд, бас-гитарист с уникальным грувом с чувством, в нем есть общность. Любимейший мой саксофонист Денис Пушинский – совершенно фантастический мудрец в нашем коллективе. Мы все вместе пятнадцать лет, за исключением нашего барабанщика Кости Бабаяна - он уехал в Америку, и с тех пор барабанщики у нас периодически меняются, но нам везет - мы работаем с Дмитрием Севастьяновым, Петром Ившиным и Леней Хайкиным, который выступал сегодня. В общем, одно удовольствие работать с такими музыкантами.


Мариам, сегодня из Ваших уст на сцене прозвучала интересная фраза. Одной из последних песен Вы исполнили Georgia и сказали, что на этот раз, она звучит не по политическим мотивам, а в честь рождения Вашего сына. Что Вы имели в виду под политическими мотивами?

Я родилась в СССР в 72 году и мое счастливое детство пришлось на то время, когда люди не делили друг друга по национальности и вероисповеданию, а дружно жили все вместе. Например, мой папа воевал за эту страну, был ранен под Солнечногорском. В одном окопе были солдаты всех национальностей! Идеология – это хорошая вещь, она должна быть, иначе страна станет неуправляемой. В огромном, многонациональном СССР была очень хорошая идеология - она пропагандировала дружбу, единение и, как следствие, мощь страны.

То, что творится сейчас – это безобразие совершенное, как быстро люди все забыли и повелись на политические махинации. Меня раздражает весь этот дурной театр. Меня раздражает, что людей очень легко обмануть, хотя достаточно просто вспомнить свою историю, историю страны. Нельзя все мерить деньгами, невозможно просто – это позор! Мне не нравятся националистические настроения.

Москва – это, вообще, отдельное государство, и судить по Москве о всей стране невозможно. Люди не по своей доброй воле приезжают  и ищут здесь работу. Я верю, что когда-нибудь люди образумятся и воссоединятся снова. Потому что в единении была сила, в этом было большое счастье. Во всяком случае ничего плохого в этом не было.
А идея исполнить песню Georgia по политическим мотивам ко мне пришла, когда российское руководство запретило ввоз в Россию вина и Боржоми из Грузии. К тому же мои корни – это тбилисские армяне. Моя родня и родня Армена. Я имела в виду игру слов Georgia в переводе с английского означает Грузия, хотя песня написана про штат Georgia. Мой личный протест очень хорошо нашел себя в этой песне.

СССР – был большой империей, где все народы были едины и равны, но при этом джаз считался неформальным, и даже запрещенным искусством.


Это полнейшая ерундистика. Я застала 89-й год, последний год работы джазового кафе «Синяя птица», легендарнейшего заведения, где собирались лучшие музыканты нашей страны, приезжали западные музыканты. Исполнительский уровень был ого-го какой! Это был высочайший класс - настоящая плеяда выдающихся музыкантов. Взять хотя бы Левиновского и Альперина - гуру джаза. И это притом, что информационное поле было в миллионы раз меньше, чем сейчас. Я не люблю, когда говорят, что нас зажимали. Это очень хорошо, что было хоть какое-то сопротивление, без него никогда ничего не рождается.

За деньги можно поступить во ВГиК и что на поверку? Кто поступает? Кто выходит и что он потом делает? Раньше туда шли только фанатичные, увлеченные люди. То же самое сейчас происходит и с музыкой во всех джазовых колледжах. Там творится профанация, выжимание денег, и не дается людям ничего, ничего  абсолютно. В особенности это касается вокалистов.

Как Вы  думаете, что должно произойти, чтобы ситуация изменилась?

Я считаю, что всегда нужно начинать с себя - нужно "убить дракона" в себе. Потому, что должно что-то поменяться внутри каждого человека. Если ты не хочешь давать взятку, то не должен ее давать. Нужно начать с себя, со своей  семьи, со своих друзей. Если каждый займется собой - что-то обязательно изменится. Конечно, это долгий срок, конечно, мы не доживем до того момента, когда все будет хорошо. Но нужно делать хоть что-то, чтобы наши дети нормально жили.

Вы продвигаете русский джаз, точнее джаз на русском языке?

Была советская эстрада. Композиторы писали великолепные джазовые вещи. И соул, и все остальное, что называлось эстрадной музыкой. Так что у нас всегда были разные стили на русском языке и они великолепно звучали. Потому что были настоящие поэты-песенники. Они не писали песни отдельно от мелодии, они раскрывали текст при помощи нот. Это была абсолютная гармония в музыке и в фонетике. И фонетика не была противовесом музыкальной мысли, поэтому петь было одно удовольствие. У Евтушенко есть ряд замечательных произведений на основе которых Гурченко сделала альбом, который, по-моему, называется «Грустная пластинка».

Мариам, русский джаз востребован за рубежом?


Мы гастролируем по всему миру и заграницей просто просят исполнить джаз на русском языке. С этого все и началось у нас. Потому, что в тысячный раз слышать Summer time невозможно. Людям интересно знать, что творится в нашей стране, как она звучит на нашем языке.  И когда начинаешь играть – все кайфуют. Особенно немцы воспринимаются "на ура".  Просто у нас нет настоящего  продюсирования и промоушена в том, что касается мирового музыкального рынка. Дело только в этом. Потому, что огромное количество музыкантов пишет классные вещи в стол. Даже "Джаз радио" не может уделить хотя бы три часа в сутки на трансляцию авторской музыки. Это никуда не годится.

Мариам! У Вас с Арменом две дочери, два месяца назад родился сын Георгий. Как вам удается все успевать?


Не знаю. Но сейчас нам пора ехать домой, потому что рано утром мы улетаем в Одессу на фестиваль, потом летим на гастроли в Армению. Я в легком шоке ( смеется).